Аллея звёзд — Александр Зацепин - легендарный композитор

Александр Зацепин - легендарный композитор, Народный артист России
Александр Зацепин - легендарный композитор, Народный артист России

ЦИТАТЫ:
«Была самодеятельность. И вот в самодеятельности я участвовал. И это дало толчок мне пойти в музыке. Вот чему армия научила.»
«(про "Песню про медведей")Эта песня у нас сразу не получалась. Это было в Алуште, там они снимали. И мы с Леней туда приехали. Когда мы туда пришли, Никулин, Вицин, Моргунов сидели, стол был высокий. Большая комната была, там репетировали. Никулин и все запели: «Ля-ля-ля-ля» (напевает мотив песни из фильма). И мы сразу запомнили! А Гайдай говорит: «Мне нужно, чтобы народ пел, а вы – артисты». И это мимо прошло. Так вот, приехали сценаристы – Костюковский, Слободской. И сразу сказали: «Леня, да что ты! Мы сразу запомнили!» И он сказал: «Ну хорошо, пусть пишет Дербенев стихи. Он написал про медведицу. А Гайдай говорит: «Мы же снимаем на юге здесь. Северные медведи и холод». А Дербенев говорит: «Ну здесь же все от жары умирают, молодежь, студенты мечтают, чтобы холодок был какой-то». Сценаристы потом как-то поддержали его, и все прошло!»
«Не удавался мне сначала припев «А нам все равно». У меня был один припев, второй, третий. Я все был недоволен. Гайдаю показывал. Он говорит: «Ну так, средне». И потом у меня, наконец, получилось. А бывает, что с первого раза получается. «Этот миг…», например. Вот так вот бывает… Проснешься с утра. Думаешь, какую бы мелодию придумать. И раз – получается. Побежал скорее к нотному листу, чтобы записать, чтобы не забыть потом. Вот это сразу родилось.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Добрейшего всем утреца, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Доброе утро!                           

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну что, ребята! Фантастика становится реальностью. Сегодня 10 марта у нас в гостях легендарный советский и российский композитор, человек, который написал более трехсот песен, более к чем к 120 фильмам и к мультикам, кстати, тоже. Например, «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Тайна третьей планеты», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», артист Российской Федерации, чьи песни стали хитами на все времена. «Есть только миг», «Куда уходит детство», «Волшебник-недоучка» и моя любимая —«Постой, паровоз». Это Александр Сергеевич Зацепин. Александр Сергеевич, доброе утро!

Зацепин: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас поприветствовать, поздравляем вас с юбилеем, хотим пожелать здоровья и неиссякаемого оптимизма. Чтобы вы не теряли такую прекрасную форму, чтобы силы только прибавлялись!

Зацепин: Спасибо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Счет получается 95:0 в вашу пользу. Вы выигрываете однозначно, не надо останавливаться. Скажите, пожалуйста, 20 июня в Кремле планируется гала-концерт, посвященный вашему юбилею, под названием «Этот мир придуман не нами». Можете нам какие-нибудь секреты приоткрыть? Что особенного будет на этом концерте? Кто вас будет поздравлять, приветствовать?

Зацепин: Пока это, так сказать, секрет. Потому что этот концерт должен был быть 12 марта. Но в связи с этой пандемией все это переносится, все закрыто. Но будут все звезды. И все билеты, которые проданы на 12-ое, они все действительны.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы сами-то выйдете на сцену, мы вас увидим за роялем?

Зацепин: Я выйду, да, конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какие-то дуэты необычные, вы с кем-то в паре будете выступать?

Зацепин: Я бы хотел. Мы будем с Александром Маношиным все это обсуждать, и с режиссером. Я хочу там кое-какие новые произведения сделать. Есть пока задумка, это секрет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вас никаким образом нельзя расколоть!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Полный сюрпризов будет концерт в Кремле 20 июня. Скажите, Александр Сергеевич, а какой песней вас обычно поздравляют с Днём рождения?

Зацепин: Когда нет юбилеев, я как-то забываю о своем Дне рождения.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А ваши песни поют вам на день рождения ваши внуки?

Зацепин: Да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Когда к нам приходят гости, мы часто задаем вопросы о музыке. Какую и где в первый раз услышали? С чего началась ваша карьера? Что вас подтолкнуло заниматься музыкальным творчеством? Вы помните свою первую мелодию, которую вы услышали, которая запала вам в душу? И на чем вы ее услышали? Тогда радио-то особо не было?

Зацепин: Магнитофонов не было, конечно. Я занимался радиотехникой, слушали BBC. Ламповые приемники паяли паяльником.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что слушали?

Зацепин: Слушали джаз. А потом я уже в армии был, привозил фильмы…

УТРЕННЕЕ ШОУ: А можно сказать, что именно таким образом и начался ваш путь в кино? Когда вы показывали солдатам ту же «Серенаду солнечной долины» или «Мы из джаза». А вы представляли себе, что вы тоже можете стать отличным композитором для фильмов?

Зацепин: Нет, об этом я не думал. Была самодеятельность. И вот в самодеятельности я участвовал. И это дало толчок мне пойти в музыке. Вот чему армия научила.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Удивительно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте все-таки к вашему творчеству сейчас обратимся. Музыку, мюзикла «31 июня» вы записали при помощи собственного инструмента, который называется оркестрола. А вообще, что это такое, до сих пор существует? И возможно ли на нем поиграть?

Зацепин: Ее уже нет. Уезжал во Францию, она никому и не нужна была, потому что давно пишут иначе все.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы про Францию упомянули. А это правда, что вы отсюда уехали во Францию на «Жигулях»?

Зацепин: Правда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как? Это же не на дачу за грибами съездить!

Зацепин: А очень интересно. Когда я здесь все оформлял, разрешили на «Жигулях» без возврата. То есть, я мог бы не возвращать эту машину. А когда я переезжал границу таможни, таможенник сказал: «Нет, вы должны написать сейчас бумагу, что вы ее вернёте». Ну, я и написал. А что толку?

УТРЕННЕЕ ШОУ: А куда потом вы дели машину?

Зацепин: А вот это интересно. Когда я потом немножко так разбогател и купил уже другую машину, мне эту надо было куда-то отдать. Это было в Германии. Мы вечером, ночью, часов 12 отвинтили номера и бросили.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Слава богу, что сейчас есть возможность кататься куда хотите и когда хотите. И слава богу, что вы приехали к нам в гости в «Первую смену» на Ретро FM. Мы с удовольствием отмечаем ваш юбилей и вас поздравляем. В середине 60-х произошла ваша судьбоносная встреча с Леонидом Гайдаем. Как вообще творчество происходило? Это полное взаимопонимание? Или вы спорили, истина в спорах же рождается?

Зацепин: Особенно я не доказывал. На словах у нас были вопросы. «А вот почему ты написал не галоп, а самбо?» Я говорю: «У тебя в твоем сценарии нарисована сцена эта. И артист Смирнов бежит… — тогда еще Смирнова не было, неизвестно кто — …и он бежит из раздевалки в душ, из душа с копьем и весь черный, словно из Африки. А какой там галоп? Надо самбо сделать». А он отвечал: «Ааа, понятно».

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как пришлось объяснить, что в «Кавказской пленнице» звучит песня про северных медведей? Фильм-то такой жаркий, там лето.

Зацепин: Это Гайдай тоже спрашивал. Ну, эта песня у нас сразу не получалась. Это было в Алуште, там они снимали. И мы с Леней туда приехали. Когда мы туда пришли, Никулин, Вицин, Моргунов сидели, стол был высокий. Большая комната была, там репетировали. Никулин и все запели: «Ля-ля-ля-ля» (напевает мотив песни из фильма). И мы сразу запомнили! А Гайдай говорит: «Мне нужно, чтобы народ пел, а вы – артисты». И это мимо прошло. Так вот, приехали сценаристы – Костюковский, Слободской. И сразу сказали: «Леня, да что ты! Мы сразу запомнили!» И он сказал: «Ну хорошо, пусть пишет Дербенев стихи. Он написал про медведицу. А Гайдай говорит: «Мы же снимаем на юге здесь. Северные медведи и холод». А Дербенев говорит: «Ну здесь же все от жары умирают, молодежь, студенты мечтают, чтобы холодок был какой-то». Сценаристы потом как-то поддержали его, и все прошло!

УТРЕННЕЕ ШОУ: До нас дозвонился Святослав из Москвы.

Святослав: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте не будем драгоценные секунды терять. Здоровайтесь с Александром Сергеевичем, поздравляйте с юбилеем, спрашивайте, что хотели.

Святослав: Александр Сергеевич, здравствуйте!

Зацепин: Здравствуйте!

Святослав: Хочу поздравить, пожелать долгих лет. Поблагодарить за ваше творчество, в особенности за «31 июня», с которого и началось диско в Советском Союзе. Вопрос у меня будет такой: есть ли у вас какой-то собственный рекорд по скорости написания мелодий или песни? И есть ли какой-то антирекорд? Какая композиция далась легче всего, а какая сложнее всего?

Зацепин: Не удавался мне сначала припев «А нам все равно». У меня был один припев, второй, третий. Я все был недоволен. Гайдаю показывал. Он говорит: «Ну так, средне». И потом у меня, наконец, получилось. А бывает, что с первого раза получается. «Этот миг…», например. Вот так вот бывает… Проснешься с утра. Думаешь, какую бы мелодию придумать. И раз – получается. Побежал скорее к нотному листу, чтобы записать, чтобы не забыть потом. Вот это сразу родилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас есть какие-то моменты, когда пишется лучше? Ночью, утром, вечером? До обеда, после обеда?

Зацепин: Нет, я не замечал, не обращал внимания на это.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А это правда, что вы свои песни Гайдаю только по утрам носили? Что он с утра добрее как-то что ли был?

Зацепин: Это было так. Однажды пришел вечером. Смотрю, монтажер женщина – Люся. Она показывает, что сегодня бессмысленно с ним говорить. Показываю ему, а он: «Ну, это все не так, это все не то. Вот, что главное». И начинает: «Не правильно ты все сделал, давай, иди, работай». Я пошел домой. Следующим утром приношу это же. Говорю: «Все сделал». Он говорит: «Ну, давай». Смотрит и говорит: «Все хорошо. Все как надо».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, то, что, этот мир придуман не нами – известный факт. Кстати, достоверно, кто придумал мир, так и неизвестно. А вот кто придумал музыку, которая в этом мире звучит, мы знаем точно. Да-да-да. Это Александр Зацепин.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Благодаря работе над фильмом «Красная палатка» вам удалось познакомиться с главными актерами, которые играли главные роли – с Шоном Коннери и Клаудиа Кардинале.

Зацепин: Да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: О! Расскажите, как это было.

Зацепин: Я пришел в павильон, где они снимались. В конце там столик и стоят всякие бутылки. И Шон Коннере был там, в конце. Мне говорят: «Саш, смотрите, как он берет стаканчики». И вот он очень красиво взял. Потому что он был официантом когда-то. И такие красивые движения. И потом он подошел как раз. Дал мне стаканчик. Обменялись какими-то нейтральными фразами. На меня он произвел очень приятное впечатление. Импозантный, интеллигентный. С приятным голосом.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Все-таки Джеймс Бонд как никак!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А с Клаудией Кардинале довелось?

Зацепин: Да, довелось. Я ей подарил шкатулку. Русскую красивую. Она прежде всего стала открывать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А она пустая?

(смеются)

Зацепин: А она пустая! Мне так было неудобно, так было стыдно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Надо было сказать: «Клава…»

УТРЕННЕЕ ШОУ: …это рашен традишен!»

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас был творческий мощнейший союз с Аллой Борисовной. И она выиграла «Золотой Орфей» в Болгарии. И по приезде сюда, в Советский Союз, она давала интервью. Причем происходило это в вашей квартире. И она выдавала ее как за свою.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему так произошло?

Зацепин: Ну, ей стыдно было, потому что она жила в какой-то комнатушке. У знаменитых артистов такого не бывает. И платят там другие деньги. Поэтому она со Светланой, моей женой, поговорила и сказала: «Свет, может разрешишь?» А Света – моя жена – была как домработница.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Прислуживала, что-то принести, чай, кофе?

Зацепин: Да-да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Отыграла роль!

Зацепин: Да, это было смешно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте о мультиках поговорим! В частности, о «Тайне третье планеты». Кстати, в этом году 40 лет исполняется этому мультфильму. В 80-е на многих произвел огромное впечатление. В частности, музыкальным материалом, который там звучит. Какие инструменты были в записи использованы? Там довольно-такие передовой саунд, можно так сказать.

Зацепин: Я, конечно, уже смутно помню. Может быть, минимуг – такой музыкальный инструмент. И потом самодельные все эти, я вам говорил – оркестрола. Клавиши, бас разный. Я не могу сейчас сымитировать. Если бы сейчас была линейка… Все эти звуки я настроил, записал. Это были необычные звуки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но при всем при этом у вас же классическое образование. Вы писали музыку для балета. Но вас как-то тянуло в электронную музыку. Почему? Мне кажется, что вы, так сказать, первопроходец, первооткрыватель в России.

Зацепин: Это все пошло от Гайдая. Потому что нужно было эксцентричную какую-то музыку – такую, которая совпадала бы со зрительным рядом, с экраном, с манерой игры артистов и с задумкой режиссеров. Везде был гротеск, и в музыке тоже должен был быть гротеск, иначе она была бы сама по себе. И отсюда пошло. Какой-то мультфильм начал изобретать, хотелось тоже все это обновить немножко. Необычные инструменты были, а тем более космос когда в «Тайне третье планеты». Тут уж сам бог велел!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Надо добыть космический звук!

Зацепин: Да, космический нужен!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Продолжим тему мультфильмов. «Ну, погоди!» – это же культовый мультик наш». Вы же и там руку приложили?

Зацепин: Один раз Котеночкин приложил. Устраивалась компиляция, он все время брал разных композиторов. Вторая серия была только со мной, и все.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это один единственный человек, который специально писал музыку для «Ну, погоди!»

Зацепин: Да-да-да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: До нас дозвонилась Яна из Твери!

Яна: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Яна, не стесняйтесь! Александр Сергеевич в студии и в вашем распоряжении. Спрашивайте и поздравляйте!

Яна: Здравствуйте, Александр Сергеевич. Хочу сказать вам большое спасибо за ваше творчество. И поздравить вас с юбилеем. Крепкого вам здоровья и благополучия.

Зацепин: Спасибо!

Яна: Вы написали столько прекрасных и всеми любимых песен. Есть ли среди них мелодия или песня, которая вам больше всего дорога?

Зацепин: Я могу ответить так… Я как мать, у которой десять детей. Родился одиннадцатый, и он самый любимый и хорошенький.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Потому что младшенький!

Зацепин: Так и у меня. Родилась новая песня, действительно она удалась – она самая интересная. Появляется новая.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А у вас любимый фильм есть, если сложно определиться с музыкой?

Зацепин: Для меня самое интересное – это «Операция «Ы». Может быть, еще «Иван Васильевич меняет профессию».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ой, это вообще ураган. Особенно, когда погоня по крышам. Это реально сыграно? Или сыграно или ускорено, когда погоня?

Зацепин: Там половина играет правильно, нормально. А там, где другие играют, – в два раза быстрее.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это руками сыграно или технический прибор там ускорял?

Зацепин: Нет, руками там так нельзя сыграть.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А, значит, вот он секрет. Дурят нашего брата!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А ты пытался повторить?

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нет, но мой знакомый пытался!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Александр Сергеевич, благодарим вас не только за ваша творчество, но и за вашу находчивость. Буквально недавно вы нам показывали, как можно сыграть на линейке. Помню, что год назад, когда вы приходили к нам в гости, вы реально достали из кармана расческу и на ней исполнили. А какой самый необычный предмет, на котором доводилось играть?

Зацепин: Однажды мы поехали на машине, когда уже разрешили, – еще в Советское время – по-моему, в Венгрию. Я заходил в магазинчики рыбалки, свистульки на рябчиков на всяких, на уток искал. И там я увидел красную рулетку в два метра – потянул, а там такой звук! Такой интересный звук! Я начал около уха тянуть и слушать. Слушал. Потом я сказал: «Дайте мне две таких!» Жена смеется. Она говорит: «Видел бы ты, как на тебя смотрели! Пришел немножко ненормальный! Взял рулетку, поиграл с ней у уха и сказал: «О, хорошая!»

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вообще бытовые приборы вас вдохновляют? «Песню про зайцев» вам электробритва, вы говорили, нажужжала.

Зацепин: Нет, она мне намекнула. У меня родилась эта мелодия. От этого ритма. Может, параллельно пришла. Но она сказала, что нет.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я вот думаю, что надо бы бриться мне почаще, вдруг, какие-то мелодии прилетят на чью-то голову. Александр Сергеевич, мы вас еще раз поздравляем с юбилеем!

Зацепин: Спасибо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Очень рады, что вы нашли время и к нам зашли. Еще раз здоровья в огромных количествах!

Зацепин: Лишнего никогда не бывает! Здоровье и деньги не бывают лишними.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот этого всего без ограничений с горкой!

10.03.2021